Итоги заочного этапа городской викторины «Белая трясогузка – птица 2011 года»

Участники Дней защиты - сош 66

Оргкомитет викторины сообщает, что в ней приняли участие 141 учащийся из 39 образовательных учреждений города Рязани.

Члены жюри проанализировали и оценили все работы и пришли к следующему выводу: многие участники викторины ответили очень кратко и использовали материал брошюры «Белая трясогузка птица 2011 года», выпущенной ЭПЦ «Зеленые острова» и опубликованной на сайте ГЦДЭО. Причем, в своих ответах дети чаще всего, повторяли слово в слово информацию из брошюры...

Представьте себе, что все участники так бы поступили? Кто бы тогда стал победителем? Да и не в победителях дело, а в отношении к делу, в заинтересованности и в азарте, который проявляется в момент поиска чего-то нового, в момент открытий и удивлений.

В каждой викторине нас радуют те участники, которые «отыскивают» что-то интересное, творчески подходят к ответам. И, наоборот, нас не радуют те участники, которые «скачивают» огромные тесты из сети Интернет, или просто в двух словах отвечают на поставленные вопросы, без небольших расширяющих комментариев...

Мы, конечно, понимаем, что в первую очередь надо отводить время на школьные предметы, затем уже отвечать на вопросы нашей викторины, не перегружать себя. Но если вы уверены в своих силах, то – вперед! Да и времени для поиска информации мы отводим достаточно.

Некоторые вопросы нашей викторины повторяются в разных классах. Поэтому, по возможности, познакомьтесь с ответами участников викторины из разных возрастных категорий.

Ответы на вопросы викторины для учащихся начальной школы
Ответы на вопросы викторины для учащихся 5-6 классов
Ответы на вопросы викторины для учащихся 7-8 классов

Ответы на вопросы викторины для учащихся начальной школы

1. Назовите виды птиц семейства Трясогузковые, занесенные в Красную книгу Рязанской области.

Ответ: луговой конёк. В брошюре «Белая трясогузка – птица 2011 года» (ЭПЦ «Зеленые острова») была допущена досадная опечатка: лесной конёк. К сожалению, многие участники заочного этапа викторины для своих ответов воспользовались только этим источником информации, а в Красную книгу Рязанской области не заглянули… Баллы участникам за слово конёк мы, конечно, добавляли (ведь это - наша опечатка…).

Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5 отметила, что луговой конёк имеет статус охраны – 3. Это редкий вид, имеющий малую численность.

2. Объясните происхождение названия «трясогузка».

Ответ: гузка – хвостовая клинообразная часть туловища птицы; гузка – задняя часть тела птицы; ею она постоянно трясет.

Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5: «Интересно, что в разных словарях в качестве синонимов к слову трясогузка приводятся слова: трясохвостка, стрекогузка, гузица. В народе её называют Ванька, плиска, синочка, ледоломка».

Давыдова Н., учащаяся 4 «А» класса СОШ № 43 привела в качестве примера древнюю туркменскую легенду о том, как случилось, что трясогузка стала трясти хвостом…

3. Назовите птиц, обитающих на территории Рязанской области, имеющих в названии слово «хвост» (не менее двух примеров).

Ответ: горихвостка, шилохвость, орлан-белохвост, неясыть длиннохвостая, длиннохвостая синица, «задерихвост» или крапивник, поморник короткохвостый и поморник длиннохвостый.

Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5: уточнила источник информации об этих видах птиц: Бабушкин Г.М., Бабушкина Т.Г. Животный мир Рязанской области.

4. Напишите пословицы и поговорки о трясогузке (не менее двух примеров).

Андреев А., учащийся 6 «В» класса Гимназии № 5, дополнительно отвечающий на вопросы начальной школы, привел в качестве примеров 8 пословиц и поговорок о трясогузке:

  • у трясогузки ноги тонки, но она ломает лёд (коми);
  • прилетела трясогузка, хвостом лёд расколола (русская);
  • трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс;
  • трясогузка-ледоломка прилетит, так через 12 дней река пойдет;
  • худой, как печёная трясогузка;
  • трясогузка прилетит – ледохода жди;
  • трясогузка возвратилась раньше обычного – к теплой весне;
  • если трясогузка высоко летит, значит будет хорошее урожайное лето.
Лысиков А., учащийся 5 «Б» класса СОШ № 70, Буров Николай, учащийся 4 «Б» класса Лицея № 52 и Бураго Виктория, учащаяся 4 «Б» класса Гимназии № 2 привели в качестве примета такие пословицы:
  • глядя на трясогузку, воробей приплясывать пошёл (бенгальская);
  • белая трясогузка – птица ледогонка.
Крылова М., учащаяся 3 «Б» класса СОШ № 35:
  • любой фат подобен трясогузке (афоризм Козьмы Пруткова).

5. Напишите о взаимосвязях кувшинки и трясогузки. Какой экологический закон Барри Коммонера иллюстрируют эти примеры?

Ответ: закон «Всё в природе взаимосвязано».
Трясогузка для кувшинки. Птица поедает насекомых на листьях растения, поедает личинки насекомых, тем самым избавляет растение от вредителей. На лапках и оперении птиц могут распространяться семена водных растений.
Кувшинка для трясогузки. Лист кувшинки, плавающий на поверхности водоема – «плот или лодочка» для трясогузки. Путешествуя, бегая по этим плотикам, птица ищет насекомых.

Давыдова Н., учащаяся 4 «А» класса СОШ № 43 написала: «Трясогузка связана с кувшинкой цепью питания: пахучий нектар кувшинки – насекомые – трясогузка».

6. Ответьте на вопрос: «Что общего между трясогузкой и осиной?».

Ответ: Это – живые организмы. Трясогузка трясет хвостиком, а у осины дрожат (трясутся) листья.

Бураго В., учащаяся 4 «Б» класса Гимназии № 2 добавила: способность осины «дрожать» листочками связана с особенным строением черешков листьев.

7. Как называется рассказ Виталия Бианки, в котором кукушка выбирает птицу (трясогузку, конька, мухоловку-пеструшку), чтобы подбросить свое яйцо?

Ответ: рассказ «Кукушонок».

Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5: привела печальные примеры, описанные разными учеными на страницах журнала «Юный натуралист», примеры из жизни трясогузки, выкармливающей кукушонка.

Андреев А., учащийся 6 «В» класса Гимназии № 5, дополнительно отвечая и на вопросы начальной школы, уточнил, что кукушки кладут свои яйца в гнёзда 150 видов птиц, каждая кукушка «специализируется» на гнездах каких-нибудь определенных, большей частью мелких, птиц. Яйца кукушки не только окрашены так же, как и яйца «хозяев», но и почти такого же размера.

Творческая работа для всех участников викторины

Литературно-художественным языком необходимо воспеть красоту и удивительную подвижность белой трясогузки.

Савельев И., учащийся 3А класс СОШ № 53:

Что я знаю о трясогузке

Трясогузка – птица нарядная,
По типу питания – насекомоядная.
Её корм – беспозвоночные;
В апреле ждём её очень мы.

«Лёд хвостиком трясогузка ломает»,
У речек, болот и лугов обитает.
Коршун охотится на эту птицу,
И очень ястреба она боится.

Часто встречается трясогузка белая,
А передвигается она бегая.
Качает длинным хвостом («трясёт гузкой»),
Потому и зовут её трясогузкой.

К отряду Воробьиных её относят;
В Латвии птицу эту возносят!
Есть род трясогузок семейства – коньки –
В Рязани лугового конька береги!

Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5: представила в качестве творческой работы свою иллюстрированную книгу «Летний день в Кремле или моя встреча с белой трясогузкой». В книге рассказано о том, что в День Святой Троицы у церкви Святого духа в рязанском Кремле Даша писала природу: «... и удивительная птичка, как маленький ангел, помогала мне видеть красоту и переносить её на бумагу».

Лысиков А., учащийся 5 «Б» класса СОШ № 70 сочинил сказку «Самый красивый наряд».

Бураго В., учащаяся 4 «Б» класса Гимназии № 2:
«Птичка хвостиком трясёт,
Грудка с галстуком – вперед.
Это чудо черногрудое
Обижать не буду я»! (Стихотворение напечатано в сокращении).

Буров Н., учащийся 4 «Б» класса Лицея № 52: «Будем беречь нашу трясогузку, никому не дадим её в обиду! Пусть будет всегда и голубое небо, и яркое солнце, и зеленый луг. Пусть живёт и радует нас маленькая озорная птичка – белая трясогузка!».

Филатов К., учащийся 3 «В» класса СОШ № 34: «Воробьи станцевали «гопак», ласточки продемонстрировали синхронный полёт. В программе было ещё выступление белой трясогузки. И вот она на «сцене». Стремительно пробежала, раскланиваясь направо и налево…

Эти строчки тоже о тебе, моя любимая белая трясогузка:
Воспеваю твою красоту,
Ты по праву ей можешь гордиться!
А как стремительно, на лету
Изменяет полёт чудо-птица!
День, уставший, к закату идёт,
Тёплый вечер стучится в оконце.
«Цивит-циви» - трясогузка поёт
Лучам заходящего солнца».

Болдин В., учащийся 4 «А» класса СОШ № 16: «Закончить свою творческую работу мне хочется одной приметой: «Если трясогузка поселилась на вашем доме – это к удаче!». Я хочу пожелать, чтобы в каждом доме жила трясогузка, и чтобы примета сбылась».

Ответы на вопросы викторины для учащихся 5-6 классов

1. Назовите виды птиц рода Трясогузки, обитающие на территории России.

Ответ по www.ecosystema.ru: в России не менее шести видов: белая трясогузка, японская белая трясогузка, желтая трясогузка, желтоголовая трясогузка, желтолобая трясогузка, горная трясогузка.

Прибылова А., учащаяся 7 класса школы-интерната № 18, представила 12 подвидов белой трясогузка; 10 подвидов желтой трясогузки.

Майоров А., учащийся 6 «А» класса СОШ № 44, отмечает 11 видов птиц рода Трясогузки и указывает источники этой информации: Л.С. Степанян. Конспекты. Орнитологическая фауна СССР, 1990; Г.М. Бабушкин. Животный мир Рязанской области, 2004.

2. Назовите виды птиц семейства Трясогузковые, занесенные в Красную книгу Рязанской области.

Ответ: луговой конёк. В брошюре «Белая трясогузка – птица 2012 года» (ЭПЦ «Зеленые острова») была допущена досадная опечатка: лесной конёк. К сожалению, многие участники заочного этапа викторины для своих ответов воспользовались только этим источником информации, а в Красную книгу Рязанской области не заглянули… Баллы участникам за слово конёк мы, конечно, добавляли (ведь это - наша опечатка…).

3. Назовите птиц, обитающих на территории Рязанской области, имеющих в названии слово «хвост» (не менее трех примеров).

Ответ: горихвостка, шилохвость, орлан-белохвост, неясыть длиннохвостая, длиннохвостая синица, «задерихвост» или крапивник.

Егорова О., учащаяся 6 «Е» класса СОШ № 66 и Зенин Антон, учащийся 5 «Б» класса СОШ № 16 добавили: поморник короткохвостый, песочник белохвостый, горихвостка чернушка.

Перфилова И., учащаяся 6 «А» класса СОШ № 46: поморник длиннохвостый.

Полякова Н., учащаяся 5 «Б» класса СОШ № 55 уточнила: поморники – залётные виды в Рязанской области.

Игнатьева И., учащаяся 6 «В» класса Гимназии № 5 к каждому из перечисленных видов добавила название отряда и семейства, к которым они принадлежат.

4. Объясните происхождение названия «трясогузка».

Ответ: гузка – хвостовая клинообразная часть туловища птицы; гузка – задняя часть тела птицы; ею она постоянно трясет.

5. Напишите о взаимосвязях домашних животных и трясогузки. Какой экологический закон Барри Коммонера иллюстрируют эти примеры?

Ответ: закон «Всё в природе взаимосвязано».
Трясогузка для домашней кошки- Птица и ее птенцы могут стать добычей для бродячих кошек и собак. Домашняя кошка для трясогузки- Кошка, особенно бродячая, - фактор беспокойства и опасности. Кошка, как хищник, может разорить гнездо трясогузки. Кошка – регулятор численности трясогузки.
Трясогузка для коровы - Избавляет корову от кровососущих насекомых. Корова для трясогузки - Около скотных дворов трясогузки находят обильную пищу (кровососущих насекомых) и кров.

6. За особенность полета так иногда называют птицу, занесенную в Красную книгу России, (птица семейства Дрофиных). Часть этого народного названия птицы есть в слове трясогузка.

Ответ: птица эта из семейства Дрофиных – стрепет. Стрепета из-за особого типа полета называют трясучка.

Игнатьева И., учащаяся 6 «В» класса Гимназии № 5 подробно описала полёт стрепета и отметила, что такого полета нет ни у одной нашей птицы: поднимаясь с земли, птица в первый момент действительно точно встрепенется, и затем летит вперед очень быстро, так часто махая крыльями, что даже бывают незаметными их движения. Когда смотришь на летящего стрепета, кажется, что он не летит вперед, а дрожит, трепещет, зависая на одном месте…

7. Почему трясогузку можно назвать птицей антропогенных ландшафтов?

Ответ: антропогенный ландшафт – ландшафт, созданный в результате целенаправленной деятельности человека…

Майоров А., учащийся 6 «А» класса СОШ № 44, отмечает: птицы антропогенных ландшафтов или птицы синантропы – это виды, у которых большая часть (более 50 %) особей в регионе имеет устойчивую связь с населенным пунктом, а другая часть особей ещё окончательно не порвала связи с природными ландшафтами (Сандакова С.Л. Структура населения птиц. 2004).

Жгутов П., учащийся 5 «А» класса СОШ № 57: ландшафт, преобразованный хозяйственной деятельностью человека, называется антропогенным. В настоящее время он занимает более половины территории суши планеты.

Мосина О., учащаяся 6 «Б» класса СОШ № 68: трясогузка живёт в населенных пунктах, наряду с воробьями и голубями. Трясогузка не только не боится человека, но и выигрывает от его деятельности. Она часто селится в местах, которые создал человек.

8. В каком произведении трясогузку прозвали почтальоном? Назовите автора произведения.

Ответ: Н.И. Сладков сборник «Лесные тайнички», рассказ «Трясогузкины письма».

Андреев А.: учащийся 6 «В» класса Гимназии № 5 добавил еще название одного сборника Н.И. Сладкова: «В лесах счастливой охоты» и отметил, что в произведениях Сладкова переплетена любовь к природе, её познание и защита. В.В. Бианки назвал Н.И. Сладкова своим наследником в литературе.

Горбунова Ю., учащаяся 6 «А» класса СОШ № 60: в этом произведении рассказывается о том, как трясогузка прилетела в сад, и, увидев старый почтовый ящик, решила свить там гнездо… По её беспокойному писку, герои узнавали о приходе почтальона и шли к нему за письмами, ведь хозяева сада не хотели тревожить трясогузку.

Жгутов П., учащийся 5 «А» класса СОШ № 57: «…трясогузку эту мы прозвали Почтальоном. Не потому, что она поселилась в почтовом ящике, а потому, что она, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик разные бумажки…».

Творческая работа

Литературно-художественным языком необходимо воспеть красоту и удивительную подвижность белой трясогузки.

Селиванов И., учащийся 6 «Е» класса СОШ № 66:

Вот так птичка трясогузка!
Она с юга прилетает,
Весну зазывает,
Хвостиком трясёт,
Лёд на речке бьёт.
Прилетает в огород,
Всех букашек соберет –
Целый день летает,
Людям помогает!

Андреев А., учащийся 6 «В» класса гимназии № 5: «Длиннохвостые малышки очень элегантны – черные шапочки, белые кофточки, черное жабо, светло-серый сарафанчик. А как блестят их темные глазки! Благодаря своей миловидности и доверчивости они расположили к себе самые черствые сердца. Белые трясогузки стали спутником человека. Люди! Берегите этих красавиц!»

Побединская В., учащаяся 6 «Б» класса Лицея № 52:

…Мы заставили эту птичку изменить условия жизни почти наоборот. Мы лишили ее разнообразного пропитания, комфортного места для гнездования и много всего другого. А территории занимаемые человеком все растут и растут, и трясогузок становится с каждым годом все меньше и меньше. Люди, берегите замечательных птиц - трясогузок!

Драгомиров Г., учащийся 5 «А» класса СОШ № 72 сочинил синквейн:

Трясогузка
Красивая, веселая, юркая
Скачет, летает, радует.
Радость неси.
Попрыгунья!

Майоров А., учащийся 6 «А» класса СОШ № 44 и Драгомиров Г., учащийся 5 «А» класса СОШ № 72 к своей работе добавили материал о значении трясогузок для природы и человека (о биологической роли трясогузок, об их функции в биогеоценозе):

  • входит в цепи питания, является пищей для ястреба, сокола, неясыти, вороны серой;
  • ограничивает численность насекомых, питаясь ими;
  • избавляет животных от кровососущих насекомых;
  • распространяет семена растений на лапках и оперении;
  • имеет большое эстетическое значение.

Куприянова А., учащаяся 7.1 класса СОШ № 69 представила такую творческую работу:

Птица солнца – Трясогузка!
Раз махнёт она хвостом.
Вмиг все реки разольются
И затопят всё кругом.

Мартынушкин А., учащийся 6.1 класса СОШ № 69, назвал свою творческую работу «Солнечная птичка – трясогузка», в которой написал об активности, любопытстве, стремительности трясогузки: «Я считаю, что такую энергию ей даёт солнце... Живи на земле всегда, светлая солнечная птичка, трясогузка»!

Родионова В., учащаяся 6 «А» класса СОШ № 51:

В полёте трясогузка пронзает облака.
И лоб её, и грудка – цвета молока.
Приятно пропоёт она для вас.
Чтоб сохранить её, зависит всё от нас!

Сухова Т., учащаяся 6 «М» класса СОШ № 40:

…милее птиц не бывает,
Трясогузок любите, друзья!

Ответы на вопросы викторины для учащихся 7-8 классов

1. Назовите виды птиц рода Трясогузки, обитающие на территории России.

Ответ: по www.ecosystema.ru: в России не менее шести видов: белая трясогузка, японская белая трясогузка, желтая трясогузка, желтоголовая трясогузка, желтолобая трясогузка, горная трясогузка.

Прибылова А., учащаяся 7 класса школы-интерната № 18, представила 12 подвидов белой трясогузка; 10 подвидов желтой трясогузки.

Майоров А., учащийся 6 «А» класса СОШ № 44, отмечает 11 видов птиц рода Трясогузки и указывает источники этой информации: Л.С. Степанян. Конспекты. Орнитологическая фауна СССР, 1990; Г.М. Бабушкин. Животный мир Рязанской области, 2004.

2. Назовите виды птиц семейства Трясогузковые, занесенные в Красную книгу Рязанской области.

Ответ: луговой конёк.
В брошюре «Белая трясогузка – птица 2012 года» (ЭПЦ «Зеленые острова») была допущена досадная опечатка: лесной конёк. К сожалению, многие участники заочного этапа викторины для своих ответов воспользовались только этим источником информации, а в Красную книгу Рязанской области не заглянули…

Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57 отметил, что при составлении Красной книги по статусу редкости видов луговой конёк отнесен к третьей категории и определен как «редкий» вид, т.е. вид, имеющий малую численность и незначительную распространённость на территории нашей области.

3. Объясните происхождение названия «трясогузка».

Ответ: Гузка – хвостовая клинообразная часть туловища птицы; гузка – задняя часть тела птицы; ею она постоянно трясет.

Булекова К., учащаяся 8 класса СОШ № 43: трясогузка – птичка, которая постоянно трясёт гузом – задней частью тела, хвостовой клинообразной частью тела. Происхождение старинного названия «плиска» невозможно выяснить без помощи лингвистов, специалистов по древним славянским наречиям. Научное, т.е. латинское название рода – «мотацилла» - буквально означает «двигающие хвостом».

Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57 добавляет: в народе трясогузку называют ещё вертихвосткой, ведь она беспрестанно покачивает вверх и вниз «гузкой». Неподвижно, выпрямившись и опустив хвостик, трясогузки сидят только во время пения.

Прибылов И., учащийся 7 «А» класса СОШ № 70 приводит в качестве примера и другие названия трясогузки: танцорка, танцовщица, пританцовывалка, серохвостка.

Лёвина М., учащаяся 9 «А» класса СОШ № 45 отмечает: длинный постоянно раскачивающийся хвост трясогузки играет роль балансира. 4. Наш земляк, ученый-эколог Даниил Николаевич Кашкаров составил классификацию животных. Проклассифицируйте по ней белую трясогузку.

Ответ: Даниил Николаевич Кашкаров родился в Рязани в 1878 г. Работал в Московском, Средне-Азиатском и Ленинградском университетах. Опубликовал более 80 книг и статей. Кашкаров Д.Н. считается основоположником советской экологии животных. Умер и похоронен ученый на станции Хвойная, куда был эвакуирован из осажденного Ленинграда (1941 г.). Предложенная им классификация, конечно, несовершенна.

I. Классы жизненных форм устанавливаемых по отношению к климату:
Теплокровные животные.
Сезонные формы: 1. Гнездящиеся.

II. Классификация по приспособлениям для передвижения:
Наземные формы: 1. Не делающие нор: а) бегающие

IV. Классификация по роду пищи:
1. Хищные: а) насекомоядные.

V. Классификация по месту размножения:
1. Размножающиеся на поверхности земли.
2. Размножающиеся в ярусе трав.
3. Размножающиеся в кустарниках.
4. Размножающиеся в трещинах и дуплах.

Андреев А.: учащийся 6 «В» класса Гимназии № 5, дополнительно отвечающий на вопросы 7-8 класса, написал: Кашкаров Д.Н. (1878 – 1841) – зоолог, эколог, доктор биологических наук, профессор. Во всех работах пропагандировал экологический подход к изучению животных. Был членом многочисленных научных обществ.

Куликов Ф., учащийся 8 «В» класса Ггимназии № 5 уточнил: желтоголовая и желтая трясогузки размножаются на поверхности земли; белая и горная трясогузки размножаются в трещинах и дуплах.

Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57, и Сермягина Ксения, учащаяся 8 «Б» СОШ № 34 внесли следующие дополнения: на большей части своего ареала белая трясогузка – птица перелетная и только в Южных областях Евразии – оседлая и кочующая. В сильную бескормицу трясогузка может питаться семенами растений. Трясогузка – птица влаголюбивая: для гнездования в природе ей необходим хотя бы маленький ручеёк или водоёмчик, в культурном ландшафте трясогузка гнездится около водных переправ, мостов; среди участков асфальта обязательно должен быть орошаемый газон или одиночные ели.

5. Какова связь трясогузки с индикаторными организмами загрязнения водоемов? (Приведите не менее двух примеров).

Ответ: индикаторные организмы – это группа особей одного вида, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей. Среди индикаторов загрязнения водоемов есть личинки насекомых.

Трясогузка для личинок ручейников, стрекоз, поденок, веснянок - Птица–регулятор численности насекомых в стадии личинок. Трясогузка подкарауливает момент, когда личинка насекомого, сбросив «панцирь», превращается в беспомощное насекомое с необсохшими крылышками. Личинки ручейников для трясогузки - Живущие в воде личинки ручейников и других насекомых – пища для трясогузки.

Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57: индикаторами загрязнения водоема могут быть донные животные, активно плавающие организмы и обитатели зарослей водной растительности; они позволяют судить о качестве воды и получать достоверную информацию о санитарном состоянии водоёма. Основу кормового рациона трясогузки составляют веснянки, подёнки, комары-толкунчики, ручейники, реже – перепончатокрылые и стрекозы. Все они являются индикаторными организмами.

Лозовая Е., учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64 внесла существенное дополнение в ответ на этот вопрос: птицы быстро реагируют на изменения окружающей среды. Околоводные птицы и, в частности, трясогузка являются индикаторами чистоты водной среды. Отсутствие по берегам околоводных птиц говорит о сильной загрязненности воды. Наличие чистой воды надёжно устанавливается по присутствию трясогузок у водоема.

Андреев А., учащийся 6 «В» класса Гимназии № 5, дополнительно отвечающий на вопросы 7-8 класса, добавил: способ определения степени чистоты воды называется биологическим тестированием или биоиндикацией.

6. Напишите о взаимосвязях бобра и трясогузки. Какой экологический закон Барри Коммонера иллюстрируют эти примеры?

Ответ: закон Б. Коммонера: всё в природе взаимосвязано.

Трясогузка для бобра - Возможный сосед по месту обитания, но трясогузка ведет дневной образ жизни, а бобр - ночное и пугливое животное. Бобр для трясогузки - Бобр строит на реках плотины, тем самым уровень воды в них повышается, течение становится медленным. Это уменьшает возможность трясогузок находить пищу у мелководья, у кромки воды.

Андриянова Е., учащаяся 9 «Б» класса СОШ № 61 и Сермягина Ксения, учащаяся 8 «Б» класса СОШ № 34 добавили: эта связь основывается на принципе детерминизма. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к неблагоприятным последствиям в масштабах всей экосистемы. Влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд побочных эффектов.

Комарова Р., учащаяся 8 «А» класса СОШ № 60: трясогузка трясёт гузкой, и бобр при опасности громко хлопает хвостом по воде. Трясогузки возле воды держатся, как и бобры, отдельными семьями. У бобров рождаются до 6 детёнышей, трясогузки выводят до шести яиц. Сок, вытекающий из подточенных бобрами деревьев, любят бабочки, которыми питается трясогузка.

7. Кто такая златогузка и какое отношение она имеет к трясогузке? Для иллюстрации этих отношений составьте пищевую цепочку из 3-х звеньев.

Ответ: бабочка семейства Волнянок. Брюшко с пучком золотисто-оранжевых волосков на конце (раздражает кожу человека). Зимуют молодые гусеницы группами по 200-300 в гнездах из листьев, оплетенных нитями. Это насекомое может быть едой трясогузки.

Листья яблони – златогузка – трясогузка.

Прибылова А., учащаяся 7 класса школы-интерната № 18; Андриянова Е., учащаяся 9 «Б» СОШ № 61 и Марушин А., учащийся 7 «А» СОШ № 53 добавили: златогузка встречается в Европе, Малой Азии, Северной Африке и Северной Америке, в России – в центральных и особенно южных зонах плодоводства. В годы массового размножения гусеницы могут уничтожить весь урожай.

8. Что общего у трясогузки с зыбким, болотистым местом? Что общего у трясогузки с многолетним растением семейства Злаковые (из-за тонкости ножек колоски этого растения легко приходят в движение)? Что общего у трясогузки с местным (народным) названием обыкновенной пустельги?

Ответ: общий корень тряс. Трясина – болотистое место. Трясунка (злаковое растение): из-за тонкости ножек колоски которого легко приходят в движение. Трясулька: такое название птица пустельга получила за особое зависание над добычей.

Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57: зыбкие болотистые места (зыбуны) назвать трясиной не совсем верно, так как эти грунты не трясутся, а «волнуются» (зыблются) под ногами человека, «ходенем ходят».

Лозовая Е., учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64 добавила: пустельга получила свое название из-за того, что этого сокола трудно приручить для соколиной охоты, ведь он отдаёт предпочтение мышам. Эта птица для соколиной охоты оказалась «пустой». Но зато пустельга – всегда желанный гость хлебороба.

Слепцова М., учащаяся 8 «В» класса СОШ № 51: местами пустельгу зовут жаворонником, так как зависает над жертвой (жаворонком) и трясет крыльями (трясогузка трясет хвостом).

9. К какой группе синантропных птиц можно отнести трясогузку: вид-вселенец, полный синантроп, неполный синантроп? Объясните свой выбор.

Ответ: синантропные птицы обитают около человека. Полные синантропы – постоянно живут около человека (сизый голубь, домовый воробей). Неполные или частичные синантропы пользуются населенными пунктами как убежищами для гнездования (ласточки, стрижи, галки, скворцы). Вселенцы – возможные синантропы (большая синица, белая трясогузка). Они могут жить и вне человеческих поселений.

Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57: слово синантроп происходит от двух греческих слов: «син» = вместе и «антропос» = человек. То есть, синантропные виды – это такие виды, которые существуют «вместе с человеком».

Комарова Р., учащаяся 8 «А» класса СОШ № 60 объяснила термин синантропы – «единые с человеком», соседствующие с человеком птицы и в качестве дополнения в своем ответе использовала термины: урбофильные и урбофобные птицы.

Творческая работа для всех участников викторины

Литературно-художественным языком необходимо воспеть красоту и удивительную подвижность белой трясогузки.

Куликов Ф., учащийся 8 «В» класса Гимназии № 5 закончил свою творческую работу такими словами: «Я очень рад, что мне довелось участвовать в городской викторине «Белая трясогузка – птица 2011 года» и узнать столько нового и интересного о трясогузке».

Комарова Р., учащаяся 8 «А» класса СОШ № 60, составила акростих:

Т - трясёт она хвостом.
Р - Россия её дом.
Я - я с ней давно дружу.
С - с нею в школу я хожу.
О - отличный милый друг.
Г - гнезда их вокруг.
У - у кустика,
З - за той стеной,
К - как раз вот здесь, перед тобой...
А - а ну-ка, гузочка, домой!

Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57, сочинил оду трясогузке. Это так символично для приближающейся даты – 300-летия М.В. Ломоносова (19 ноября 2011г.), великого русского ученого, который сочинял образцовые произведения этого жанра (ода – хвалебное, торжественное стихотворение).

Давно привычно для народа
Павлина славить красоту,
Но я хочу сегодня оду
Пропеть не сойке, не скворцу.

Добрейшей птичке.
                     Оперенье
Похвал достойно, восхищенья!
И я пленён совсем по-русски
Красою белой трясогузки!

Как много ей названий чудных
Народ придумал хитроумный:
То вертихвостка, то синица,
То ледоломка, а то плиска.

А всё за то, что трясогузка
Трясет всё время своей гузкой,
Всегда в движенье длинный хвост,
Ловить чтоб бабочек, стрекоз…

А как изящно тонконога.
Подвижна и черноголова.
Нарядны грудка, крылья, хвост,
И не помеха – малый рост!

Из года в год и век за веком
Живет бок о бок с человеком,
Незаменим пернатый друг –
В минуту словит 20 мух,
Полсотни комаров в придачу –
Охраны лучше нет на даче!

О, трясогузка, чудо-птица!
Пускай ты птица - невелица,
Но мне мила твоя краса,
Как голубые небеса,
Как белый сарафан березки.
Как лета, осень, зимы, вёсны…

Ты в простоте своей прелестной,
Как родина моя, чудесна!

Лёвина М., учащаяся 9 «А» СОШ № 45 посвятила белой трясогузке такие строки:

Бывало, наверно, такое у каждого.
Сядешь на берег реки, а вдали
Плывут не спеша облака безмятежные.
Ты молча любуешься, глядя на них.
И вдруг, кто-то сядет с тобою поблизости –
Маленький, белый, пушистый «комок».
Шепотом скажешь себе: «Трясогузка»,
И сердце по-новому как-то поет.
Эта красивая черная шапочка
Очень подходит под цвет ее фрака.
Грудка вся серная, белый животик –
Очень красивая птица, однако!
Вдруг побежит, остановится сразу,
Хвостиком смело опять потрясет.
Ах, трясогузка! Какая прекрасная
Птица на свете белом живет.
А крылышки кажутся легкими-легкими,
Словно покрыты они сверху бархатом.
Глазки, как бусинки, темные, яркие.
Сердце, любуясь, обливается золотом.
Вдруг потрясет она своим хвостиком,
Быстро спорхнет, далеко улетит...
Ты возвращайся, моя трясогузка,
Пусть ничто не волнует, ничто не болит...

Материал подготовила Логинова О.Н., заведующая отделом экологии МОУ ДОД ЦДТ «Приокский», ответственная за организацию деятельности городского Центра детского экологического образования.